Прямой эфир
» » Дмитрий Герасименя: «Темные деньги» украинских NGO

Дмитрий Герасименя: «Темные деньги» украинских NGO

На данный момент, индустрия лоббирования наиболее развита в Соединенных Штатах. Этому способствует двухсотлетняя традиция, и, как следствие, очень развитое законодательство, регулирующее работу лоббистов и госслужащих.

Однако, некоторые особенности законодательства позволяют заказчикам лоббистских услуг оставаться «невидимыми». И делают они это с помощью благотворительных и социально-ориентированных организаций. Для денег, которые были потрачены этими организациями на покупку услуг лоббистов либо взносов в избирательные копилки кандидатов, существует отдельный термин «Dark money».

Дело в том, что данные организации не обязаны показывать источники финансирования, а докладывают только о статьях и суммах расходов. Поэтому, различные компании с различными целями пользуются их услугами для продвижения своих интересов. Отметим сразу, что мы не демонизируем данное явление, поскольку множество организаций действительно занимаются общественно-полезной деятельностью, при этом не показывая за чей счет.

Ряд украинских организаций зарегистрированы в США в статусе NGO. Согласно данным сайта Центра Ответственной Политики Open Secrets, их на данный момент четыре.
У всех компаний в ежегодных отчетах стоит 0 в графе «Расходы на лоббирование». Однако, компании тратили часть доходов на такие активности, как «Организация и проведение конференций, собраний и встреч» и «реклама и продвижение». Данные меры являются частью любой серьезной лоббистской кампании, и относятся к непрямому лоббированию. Поэтому, можно говорить о том, что организации тратили средства на лоббирование интересов своих доноров. Тем более, что организация встреч и PR-кампаний – это основные услуги, которые заказывают украинские политики у зарегистрированных лоббистов.

Лидером по затратам стала «Американская Торговая Палата в Украине» (ACC). За отчетный период, с 2008 года, ACC потратили $6,163,169. В описании своей деятельности компания указывает: «Палата собирает и распространяет информацию для компаний-членов организации, обеспечивает компании возможностью совместного сбора и получения информации от новых членов, занимается продвижением реформ в Украине». В графе расходов на лоббирование указан 0. Но на рекламные услуги и организацию мероприятий, ACC тратят около 20% ежегодного бюджета.

Американо-Украинский Бизнес Совет (USUBC) потратили на свою деятельность в США $2,199,096. Миссия организации: «Увеличение товарооборота между Украиной и США. Содействие увеличению активности американских компаний на украинском рынке, привлечение инвестиций. Продвижение идеи сильных дружественных связей для выполнения миссий Совета. Донесение идей американского бизнеса украинскому правительству и частном сектору».
Деятельность описанная в миссии Бизнес Совета является распространенным пунктом у других лоббистских компаний. Затраты, которые имеют отношение к лоббированию, составили около 10% от общих ежегодных расходов организации.

Украинский Инвестиционный Альянс потратили $1,318,462 в 2014 году. Согласно информации из открытых источников организация занимается исследованиями и адвокатской деятельностью. Полные отчетные данные относительно статей расходов еще не были опубликованы. Однако, известно, что за два минувших года Альянс заказывал лоббистские услуги у компании BGR Group на $120,000. Согласно контракту, американские лоббисты, должны «Предоставлять стратегический консалтинг по экономическим, политическим вопросам, а также консультации в сфере антикоррупционных реформ. Barbour, Griffith & Rogers одни из лидеров на лоббистском рынке США. В 2015 году их доход составил более 17 миллионов долларов США. Что примечательно, BGR Group имеют давнюю историю сотрудничества со странами Восточной Европы. Они оказывали лоббистские услуги российской «Альфа-групп» и бизнесмену Олегу Дерипаске. А в 2003 году BGR Group получили $320,000 от организации «Friends of Ukraine». Одним из новых клиентов BGR Group является украинское правительство с контрактом на сумму $600,000 в год.

Украинская Медицинская Ассоциация Северной Америки (Ukrainian Medical Association of North America) имеет наиболее скромный бюджет из всех украинских организаций. В 2011 году ими было потрачено $220,541.
Ассоциация занимается выпуском медицинских журналов, обеспечением коммуникации врачей и других профессионалов из медицинской сферы.
Большую часть средств ассоциация потратила на гранты и организацию мероприятий. Из всех украинских NGO, работающих в Штатах, данная ассоциация наименее вероятно занимается лоббированием в чьих- либо интересах, исходя из информации о расходах.

Таким образом, можно говорить о том, что часть NGO фактически занимаются лоббированием в интересах своих доноров, используя законные способы не показывать источники финансирования.


    Автор: Дмитрий Герасименя


Политический аналитик, эксперт Corestone Corporation

Интересная новость

30 ЛИСТОПАДА У КИЄВІ ВІДБУВСЯ ТРЕНІНГ З ЛОБІЮВАННЯ ТА АДВОКАЦІЇ

30 ЛИСТОПАДА У КИЄВІ ВІДБУВСЯ ТРЕНІНГ З ЛОБІЮВАННЯ ТА АДВОКАЦІЇ

Головним доповідачем тренінгу був Денис Базілевич, голова Інституту професійного лобіювання та адвокасі в Україні. …