Прямой эфир
» » Дмитрий Герасименя: «Темные деньги» украинских NGO

Дмитрий Герасименя: «Темные деньги» украинских NGO

На данный момент, индустрия лоббирования наиболее развита в Соединенных Штатах. Этому способствует двухсотлетняя традиция, и, как следствие, очень развитое законодательство, регулирующее работу лоббистов и госслужащих.

Однако, некоторые особенности законодательства позволяют заказчикам лоббистских услуг оставаться «невидимыми». И делают они это с помощью благотворительных и социально-ориентированных организаций. Для денег, которые были потрачены этими организациями на покупку услуг лоббистов либо взносов в избирательные копилки кандидатов, существует отдельный термин «Dark money».

Дело в том, что данные организации не обязаны показывать источники финансирования, а докладывают только о статьях и суммах расходов. Поэтому, различные компании с различными целями пользуются их услугами для продвижения своих интересов. Отметим сразу, что мы не демонизируем данное явление, поскольку множество организаций действительно занимаются общественно-полезной деятельностью, при этом не показывая за чей счет.

Ряд украинских организаций зарегистрированы в США в статусе NGO. Согласно данным сайта Центра Ответственной Политики Open Secrets, их на данный момент четыре.
У всех компаний в ежегодных отчетах стоит 0 в графе «Расходы на лоббирование». Однако, компании тратили часть доходов на такие активности, как «Организация и проведение конференций, собраний и встреч» и «реклама и продвижение». Данные меры являются частью любой серьезной лоббистской кампании, и относятся к непрямому лоббированию. Поэтому, можно говорить о том, что организации тратили средства на лоббирование интересов своих доноров. Тем более, что организация встреч и PR-кампаний – это основные услуги, которые заказывают украинские политики у зарегистрированных лоббистов.

Лидером по затратам стала «Американская Торговая Палата в Украине» (ACC). За отчетный период, с 2008 года, ACC потратили $6,163,169. В описании своей деятельности компания указывает: «Палата собирает и распространяет информацию для компаний-членов организации, обеспечивает компании возможностью совместного сбора и получения информации от новых членов, занимается продвижением реформ в Украине». В графе расходов на лоббирование указан 0. Но на рекламные услуги и организацию мероприятий, ACC тратят около 20% ежегодного бюджета.

Американо-Украинский Бизнес Совет (USUBC) потратили на свою деятельность в США $2,199,096. Миссия организации: «Увеличение товарооборота между Украиной и США. Содействие увеличению активности американских компаний на украинском рынке, привлечение инвестиций. Продвижение идеи сильных дружественных связей для выполнения миссий Совета. Донесение идей американского бизнеса украинскому правительству и частном сектору».
Деятельность описанная в миссии Бизнес Совета является распространенным пунктом у других лоббистских компаний. Затраты, которые имеют отношение к лоббированию, составили около 10% от общих ежегодных расходов организации.

Украинский Инвестиционный Альянс потратили $1,318,462 в 2014 году. Согласно информации из открытых источников организация занимается исследованиями и адвокатской деятельностью. Полные отчетные данные относительно статей расходов еще не были опубликованы. Однако, известно, что за два минувших года Альянс заказывал лоббистские услуги у компании BGR Group на $120,000. Согласно контракту, американские лоббисты, должны «Предоставлять стратегический консалтинг по экономическим, политическим вопросам, а также консультации в сфере антикоррупционных реформ. Barbour, Griffith & Rogers одни из лидеров на лоббистском рынке США. В 2015 году их доход составил более 17 миллионов долларов США. Что примечательно, BGR Group имеют давнюю историю сотрудничества со странами Восточной Европы. Они оказывали лоббистские услуги российской «Альфа-групп» и бизнесмену Олегу Дерипаске. А в 2003 году BGR Group получили $320,000 от организации «Friends of Ukraine». Одним из новых клиентов BGR Group является украинское правительство с контрактом на сумму $600,000 в год.

Украинская Медицинская Ассоциация Северной Америки (Ukrainian Medical Association of North America) имеет наиболее скромный бюджет из всех украинских организаций. В 2011 году ими было потрачено $220,541.
Ассоциация занимается выпуском медицинских журналов, обеспечением коммуникации врачей и других профессионалов из медицинской сферы.
Большую часть средств ассоциация потратила на гранты и организацию мероприятий. Из всех украинских NGO, работающих в Штатах, данная ассоциация наименее вероятно занимается лоббированием в чьих- либо интересах, исходя из информации о расходах.

Таким образом, можно говорить о том, что часть NGO фактически занимаются лоббированием в интересах своих доноров, используя законные способы не показывать источники финансирования.


    Автор: Дмитрий Герасименя


Политический аналитик, эксперт Corestone Corporation

Интересная новость

УКРАЇНА НАЙНЯЛА ПРОФЕСІЙНИХ АМЕРИКАНСЬКИХ ЛОБІСТІВ ДЛЯ ПРОСУВАННЯ ІНТЕРЕСІВ

УКРАЇНА НАЙНЯЛА ПРОФЕСІЙНИХ АМЕРИКАНСЬКИХ ЛОБІСТІВ ДЛЯ ПРОСУВАННЯ ІНТЕРЕСІВ

Компанія BGR Group колишнього губернатора штату Міссісіпі Хейлі Барбура отримуватиме щомісяця 50 тисяч доларів США принаймні до кінця 2017 року. …