Прямой эфир
» » Александра Павленко. Будущее уже здесь: государство и бизнес

Александра Павленко. Будущее уже здесь: государство и бизнес

Политика потерпевшего крах государства должна строиться на привлечении денежных потоков в страну во что бы то ни стало.

Вернулась после лидерской программы Стэндфордского университета по вопросам поддержки бизнеса через публичный политический сектор. О многом задумалась. Точнее,подтвердила свои прежние размышления о том, что только через синергию с бизнес-сектором страна способна подняться с колен экономической руины.

Мы не единственные, кому пришлось через собственное падение и политическую турбулентность осознать ценность бизнес-климата и хрупкость инвестиционного поля.

Хочется поделиться тем, чем делились с нами гуру Стэндфордских полей и консультанты мировых правительств.

Итак, такие инструменты, как: государственно-частное партнерство (ГЧП) и цивилизованное лоббирование (government relations или GR) – ключевые в вопросе построения диалога бизнеса и власти. Мы не можем иметь только популистское отношение к ним, если хотим спасти страну от экономического упадка.

Политика потерпевшего крах государства должна строиться на привлечении денежных потоков в страну во что бы то ни стало. Не фейковых, а реальных проектах. Приватизация уже не единственный способ формирования средств бюджета. Точнее, это самый простой, традиционный, но не особо стратегически-спланированный механизм. Государство может распорядиться своим имуществом намного эффективнее, используя инструменты государственно-частного партнерства.

Сингапур, Индонезия, Индия, Гонконг, не говоря уже о Европе и Америке – во имя прогресса обратились к бизнесу за помощью для того, чтобы правильно и эффективно распоряжаться своими активами. То, что может быть передано в концессию, должно быть приведено частным партнером в порядок, улучшено, оплачено в пользу государства и, в конечном итоге, предоставлено людям как услуги публичного сервиса. Никогда, запомните, никогда государство само по себе не сможет выделить достаточно средств, чтобы превратить дороги и порты, сервисные административные центры и коммуникации, больницы и образовательные центры в достойного уровня объекты услуг без привлечения бизнеса в качестве партнёра, управленца, строителя или хотя бы идеолога изменений.

Далее – наше созревание и привыкание к мысли о том, что у государства должен появиться пулл конкретных, а не размытых обязательств и последствий за их неисполнение. И, безусловно, преемственность по подписанным контрактам, а не пресловутое: «Простите, это было до нашего прихода». Еще месседж – объяснять насильно это никому не нужно в провластных коридорах, потому что мировая практика доказала: лидеры государства перестраивают свое мышление только в момент окончательного падения на дно и в агонии. В этот момент будет важно лишь мнение бизнеса и то, до чего сможем воспитать себя мы – находящиеся в частном секторе.

Еще – предлагать инвесторам подписывать контракты с государством только на основе национального права и даже не предлагая арбитражные оговорки – прошлый век. Хотим привлечь инвестиции – должны играть как бизнес и по правилам бизнес-сектора. Многие юрисдикции, включая Англию, предлагающие десятками лет свои услуги судопроизводства на экспорт, оправдали себя во всех мировых ГЧП-проектах. Не можем себе позволить пару специалистов, которые способны подготовить для Министерства юстиции в разрезе контракты по иностранному правовому полю – сидеть нам в советском союзе «на выданье» еще долго.

Дальше больше – GR, government relations, public affairs, лоббирование – как его не назовите, но нужно перестать делать удивленное лицо с нотками пренебрежения. Построить без этого диалог между бизнесом и властью – невозможно. Получить глубокую профессиональную отраслевую экспертизу для государственного аппарата и модернизации законодательства – невозможно. Получить поддержку в реформах – невозможно. Усилить качество законопроектов и работы парламента – невозможно. Снизить популизм в нормативном поле – невозможно без применения этого инструмента.

Государство в срочном порядке должно учиться работать со стейкхолдерами внутри страны и за ее пределами. Бизнес же должен усиливать свои GR-инструменты, все больше отходя от коррупции в принципиальном порядке и сигнализируя государственному аппарату, что взаимности ждать от них можно только в рамках реального цивилизованного лоббирования, где все получают выгоду на выходе.

Мы неуклонно движемся к этому.

Новая редакция Закона «О государственно-частном партнерстве» и постановление правительства «О порядке проведения оценки эффективности проектов государственно – частного партнерства» уже широко применяются Министерством инфраструктуры и Министерством экономики. Они осознали, что являются не только государственными чиновниками, но и топ-менеджерами государственного аппарата высшего звена, задачей которого является успешная «продажа» бизнес-климата страны.

Законопроект «О лоббировании», наконец, спустя 10 лет попыток успешно зарегистрирован в парламенте.

Будущее уже здесь. Хотим мы этого или не хотим.

 

Новое Время


    Автор: Александра Павленко


Адвокат, основатель юридической компании Pavlenko Legal Group

Интересная новость

Хронология принятия лоббистских регуляций

Хронология принятия лоббистских регуляций