Прямой эфир
» » Александра Павленко. Будущее уже здесь: государство и бизнес

Александра Павленко. Будущее уже здесь: государство и бизнес

Политика потерпевшего крах государства должна строиться на привлечении денежных потоков в страну во что бы то ни стало.

Вернулась после лидерской программы Стэндфордского университета по вопросам поддержки бизнеса через публичный политический сектор. О многом задумалась. Точнее,подтвердила свои прежние размышления о том, что только через синергию с бизнес-сектором страна способна подняться с колен экономической руины.

Мы не единственные, кому пришлось через собственное падение и политическую турбулентность осознать ценность бизнес-климата и хрупкость инвестиционного поля.

Хочется поделиться тем, чем делились с нами гуру Стэндфордских полей и консультанты мировых правительств.

Итак, такие инструменты, как: государственно-частное партнерство (ГЧП) и цивилизованное лоббирование (government relations или GR) – ключевые в вопросе построения диалога бизнеса и власти. Мы не можем иметь только популистское отношение к ним, если хотим спасти страну от экономического упадка.

Политика потерпевшего крах государства должна строиться на привлечении денежных потоков в страну во что бы то ни стало. Не фейковых, а реальных проектах. Приватизация уже не единственный способ формирования средств бюджета. Точнее, это самый простой, традиционный, но не особо стратегически-спланированный механизм. Государство может распорядиться своим имуществом намного эффективнее, используя инструменты государственно-частного партнерства.

Сингапур, Индонезия, Индия, Гонконг, не говоря уже о Европе и Америке – во имя прогресса обратились к бизнесу за помощью для того, чтобы правильно и эффективно распоряжаться своими активами. То, что может быть передано в концессию, должно быть приведено частным партнером в порядок, улучшено, оплачено в пользу государства и, в конечном итоге, предоставлено людям как услуги публичного сервиса. Никогда, запомните, никогда государство само по себе не сможет выделить достаточно средств, чтобы превратить дороги и порты, сервисные административные центры и коммуникации, больницы и образовательные центры в достойного уровня объекты услуг без привлечения бизнеса в качестве партнёра, управленца, строителя или хотя бы идеолога изменений.

Далее – наше созревание и привыкание к мысли о том, что у государства должен появиться пулл конкретных, а не размытых обязательств и последствий за их неисполнение. И, безусловно, преемственность по подписанным контрактам, а не пресловутое: «Простите, это было до нашего прихода». Еще месседж – объяснять насильно это никому не нужно в провластных коридорах, потому что мировая практика доказала: лидеры государства перестраивают свое мышление только в момент окончательного падения на дно и в агонии. В этот момент будет важно лишь мнение бизнеса и то, до чего сможем воспитать себя мы – находящиеся в частном секторе.

Еще – предлагать инвесторам подписывать контракты с государством только на основе национального права и даже не предлагая арбитражные оговорки – прошлый век. Хотим привлечь инвестиции – должны играть как бизнес и по правилам бизнес-сектора. Многие юрисдикции, включая Англию, предлагающие десятками лет свои услуги судопроизводства на экспорт, оправдали себя во всех мировых ГЧП-проектах. Не можем себе позволить пару специалистов, которые способны подготовить для Министерства юстиции в разрезе контракты по иностранному правовому полю – сидеть нам в советском союзе «на выданье» еще долго.

Дальше больше – GR, government relations, public affairs, лоббирование – как его не назовите, но нужно перестать делать удивленное лицо с нотками пренебрежения. Построить без этого диалог между бизнесом и властью – невозможно. Получить глубокую профессиональную отраслевую экспертизу для государственного аппарата и модернизации законодательства – невозможно. Получить поддержку в реформах – невозможно. Усилить качество законопроектов и работы парламента – невозможно. Снизить популизм в нормативном поле – невозможно без применения этого инструмента.

Государство в срочном порядке должно учиться работать со стейкхолдерами внутри страны и за ее пределами. Бизнес же должен усиливать свои GR-инструменты, все больше отходя от коррупции в принципиальном порядке и сигнализируя государственному аппарату, что взаимности ждать от них можно только в рамках реального цивилизованного лоббирования, где все получают выгоду на выходе.

Мы неуклонно движемся к этому.

Новая редакция Закона «О государственно-частном партнерстве» и постановление правительства «О порядке проведения оценки эффективности проектов государственно – частного партнерства» уже широко применяются Министерством инфраструктуры и Министерством экономики. Они осознали, что являются не только государственными чиновниками, но и топ-менеджерами государственного аппарата высшего звена, задачей которого является успешная «продажа» бизнес-климата страны.

Законопроект «О лоббировании», наконец, спустя 10 лет попыток успешно зарегистрирован в парламенте.

Будущее уже здесь. Хотим мы этого или не хотим.

 

Новое Время


    Автор: Александра Павленко


Адвокат, основатель юридической компании Pavlenko Legal Group

Интересная новость

Как ЕС отказался от антикоррупционных обещания

Как ЕС отказался от антикоррупционных обещания

Пока сотни тысяч румын протестовали против ослабления антикоррупционных законов, Еврокомиссия отказывалась от своих обязательств …