Прямой эфир
» » Борис Тизенгаузен: лоббирование в Израиле - пример для Украины

Борис Тизенгаузен: лоббирование в Израиле - пример для Украины

Борис Тизенгаузен

Новая администрация в Белом Доме – это новые союзники, с которыми украинское лобби должно наладить правильные отношения. Нам есть с кого в этом брать пример 

Израиль – это однозначно пример для Украины в части выстраивания правильных отношений с главным союзником. Не далее, как в сентябре было объявлено о старте новой программы помощи США Израилю в оборонной сфере – на 38 млрд долларов сроком на 10 лет. Гром среди ясного неба? Неожиданная победа израильской дипломатии и лоббистов? Ничуть не бывало: новая программа пришла на смену старой, которая тоже была десятилетней и весила 31 млрд долларов. 

Израиль – безусловный лидер по получению американской финансовой помощи. Чуть ниже будут детальные цифры, а пока о характере помощи и обстоятельствах. Администрация действующего премьера Израиля Бенджамина Нетаньяху получила окончательное одобрение программы помощи на 10 лет у администрации президента США Барака Обамы за 7 недель до выборов в США и за 4 месяца до вступления на пост нового президента. Это блестящий результат – с какой стороны на него ни посмотри.

Во-первых, весьма дорогое решение получено от президента-демократа. И мы помним, что еврейская община в США традиционно голосует скорее за демократов, чем за республиканцев. То есть Обаме и его однопартийцам во весь рост были продемонстрированы электоральные бенефиты от своевременно принятого решения и наверняка были описаны риски, вытекающие из возможного отказа от предоставления помощи вот прямо здесь и сейчас.

Во-вторых, получатели помощи избавлены от необходимости объяснять новой администрации Белого Дома крайнюю важность данной программы для Израиля. Нет необходимости ожидать, пока советники и аппарата заново разберутся с обстоятельствами, документами и позициями сторон.

Для Израиля это – шикарная сделка, несмотря на то, что его немного «подвинули» по условиям пакета помощи в вопросе о характере ее использования. Новая программа отдает несколько большую долю программы под финансирование закупок техники, вооружений и прочего необходимого конкретно у американских поставщиков. Нет, мы не ослышались, все верно: до недавнего времени за американскую помощь проводились закупки оборонной продукции главным образом у израильских производителей. Что и позволило вырастить вот этот весь выскотехнологичный и эффективный израильский ОПК.

Масштабы помощи легко оценить: для каждого из израильтян американская программа примерно равна двум месяцам уплаты подоходного налога. Если сравнить с украинскими реалиями, то американская помощь по масштабам превышает весь бюджет Вооруженных сил Украины.

А теперь несколько слов о финансовой помощи, которую оказывают США иностранным государствам. Она очень масштабна и очень точно сфокусирована.

На Ближнем Востоке она ориентирована на поддержку Израиля. Если взять самые свежие из опубликованных американским правительством данные (здесь и далее – помощь за 2014 год), то окажется, что в регионе чуть больше половины получает сам Израиль, а около 2,8 млрд долларов на четверых – Сирия, Ливан, Иордания и Палестинская администрация. Если подсчитать в расчете на душу населения, то безусловным лидером и в мире, и в регионе является Израиль – 3,123 млрд долларов на страну или 394 доллара на душу населения. У перечисленных соседей – в разы меньше. 

Чем в этом смысле может похвалиться Украина и ее соседи по региону? В Европе и Евразии (то есть включая РФ и страны Закавказья), пятерка самых крупных получателей американской помощи в 2014 году выглядела так:

Крупнейшие получатели финансовой помощи США в Европе

 

Страна

Помощь, млн долл.

Помощь на душу населения, долл.

Украина

308,53

6,86

Грузия

289,52

58,65

РФ

159,97

1,12

Турция

112,2

1,43

Косово

72,322

38,9

 

Страны в таблице ранжированы по абсолютному объему помощи. Источник: USAID, учтены все каналы финансирования со стороны правительства США.

Попробуем оценить, каким образом достигается такая поддержка Израиля со стороны США. Понятно, что есть стратегические интересы, многолетние отношения и многое другое, что проходит по категории «это наши парни». Но при этом нужно помнить, что Израиль жестко отстаивает свое видение региональной системы безопасности. Например, у него намного более радикальная позиция по поводу права Ирана на владение и развитие ядерных технологий. 

Ну и вопрос характера использования финансовой помощи. Откровенно говоря, возможность использовать чужие деньги не только для снабжения вооруженных сил современными видами вооружений и техники, но и для развития их собственного производства – это просто вызывает восторг и зависть.

Если попытаться оценить технику лоббирования интересов Израиля в США, то можно охарактеризовать ее как очень эффективную, мягкую и системную. И щедрую.

В 2013-2015 годах на лоббирование в тех или иных формах Израиль тратил примерно по 17,7 млн долларов в год (в среднем за период). Напомню, это был как раз тот период, когда готовилось решение об очередной десятилетней программе весом в 38 млрд долларов. Если оценить лоббирование интересов только по экономической отдаче в виде прямой и невозвратной финансовой помощи, то для Израиля выходит что-то около 200 долларов на каждый доллар, потраченный на лоббирование. Это без учета разнообразных дополнительных пряников в виде кредитов, доступа к технологиям и американскому рынку и т.п. 

А что наши ближайшие соседи? Об украинских бюджетах на лоббирование умолчим – они на уровне ошибки измерения. Турция потратила в 2014 году, например, 3,65 млн долларов, Грузия - 1,45 млн. долларов. И если у Турции хотя бы отчасти траты приходились на частные компании, лоббировавшие свои интересы в США, то у Грузии налицо сугубо проекты государственных структур. Результат? Грузия получила по 200 долларов помощи в расчете на каждый вложенные в лоббизм доллар. Турция – по 40. 

Конечно же, интересы страны получением финпомощи не ограничиваются. Турция, что очевидно по ее проектам, лоббировала и въездной туризм американцев, и доступ на американские рынки. Так что о «рентабельности» турецкого лоббизма точно можем не беспокоиться. Грузия сражалась, за движение к НАТО, за получение финансовой и иной поддержки. Что и получила с весьма пристойным ROI (возврат на инвестиции).

Израиль стоит рассматривать как пример не только по части эффективности и полученных результатов в принципе, но и в части структуры лоббистских программ. Да, там есть правительственные программы. На них приходится аж… 11,9% расходов на израильские лоббистские и PR-проекты в США. Остальное – 80,01% - это бюджеты и проекты НГО, некоммерческих, неправительственных организаций, которые занимаются (так сказано в аннотациях к их проектам) образовательными, культурными, религиозными программами. В том числе – в сотрудничестве с местными, локальными (не иностранными) организациями. Это влияет и на тональность местных СМИ, и на результаты выборов и на много чего еще. Напомню – без малого 20 млн долларов в год, из которых около 2 млн – деньги правительства, остальное – НГО.

Think tank, гуманитарные проекты, работа с местной общиной, народная дипломатия – с разных направлений, в разной тональности. Из года в год – одни и те же локальные партнеры-лоббисты, доказавшие свою эффективность.

На выходе – статус самой поддерживаемой Соединенными Штатами страны-союзника. Впору ехать учиться: в Тель-Авив и Иерусалим, в Вашингтон, Нью-Йорк и Лос-Анжелес. Или все-таки в Анкару и Стамбул? 

Сейчас Украина практически без специальных усилий получает самую щедрую в регионе поддержку. Но для решения остро необходимых стране задач этого до обидного мало. Мы можем рассчитывать на поддержку, на порядок большую – если будем системно и грамотно вести диалог с союзниками и за океаном, и в ЕС.

Источник: Буквы


    Автор: Борис Тизенгаузен


Эксперт по управлению репутацией, внештатный советник Администрации Президента по вопросам информационной политики

Интересная новость

100 лоббистов – команда помогающая слияниям AT&T

100 лоббистов – команда помогающая слияниям AT&T

На данный момент у компании более 100 зарегистрированных лоббистов, включая бывших членов конгресса. …