Прямой эфир
» » Дмитрий Герасименя: Американская история лоббирования

Дмитрий Герасименя: Американская история лоббирования

Для того что бы получить полное понимание современной сферы лоббирования в США, стоит проанализировать какие вехи, события и изменения произошли в работе лоббистов за долгое время существования этого явления. Регулятивное законодательство постепенно эволюционировало, превратив лоббирование в Штатах в одно из самых совершенных и контролируемых в мире. Сегодня это уже отдельный общественно-политический институт. И на это повлияло множество факторов: от сложных международных отношений в XX веке и глобализации до отдельных личностей.

Сегодня лоббирование интересов осуществляется после заключения соглашения и, как правило,  получения вознаграждения или его части. Поэтому отсчет мы начнем с момента, когда лоббист впервые получил оплату за свои услуги. А случилось это в 1792 году. Военный офицер Уильям Халл, а в дальнейшем генерал, командующий американской армией в битве при Детройте 1812 года, получил вознаграждение от сообщества ветеранов из Массачусетса. Они требовали от Конгресса выплаты им средств, которые им «задолжал» народ за победу в войне и последующее обретение независимости. Уильям Халл как никто другой подходил для этой цели: уважаемый офицер презентабильного вида отправился в Филадельфию (на то время столицу) и обнаружил, что ни один другой штат больше не направлял представителей.

Там он сделал то, что делает любой современный лоббист – начал собирать коалицую из заинтересованных лиц. Халл отправил письма группе ветеранов по всей стране, призывая направить своих представителей, что бы оказать давление на Конгресс. Несмотря на все усилия, Халл не смог отстоять интересы своих клиентов, поскольку финансовая система США не отличалась стабильностью.

Но на то время в США самого понятия «лоббист» или «лоббирование» еще не существовало». Были люди представляющие интересы. Впервые слово «лоббист» стало появляться в печати только после 1830 года в Огайо.

Об открытости лоббирования в XIX веке говорить не приходится. Большинство договоренностей между лоббистами и предаставителями власти находилось в тени и редко доходило до широкой аудитории. Общественного запроса на получение информации такого рода также не было. Показательным является пример Самюэля Кольта, основателя и культового производителя оружия «Кольт». Кольт подарил свои пистолеты законодателям и членам их семей, включая 12-летнего сына одного из политиков. Это стало частью сделки по предоставлению для компании патента на производство револьверов. Сегодня в США такой подарок не может стать незамеченным и вызовет общественный резонанс и внимание правоохранительной системы.

Последняя четверть XIX века в США ознаменовалась стремительным экономическим развитием и увеличением населения. Становилось больше предприятий, росла конкуренция, а значит предприниматели стремились отстоять свои интересы множеством способов. И лоббисты также входили в их планы. Индустрия лоббирования была крайне популярна, и лоббисты должны были применять новые искусные методы воздействия на законодателей. Среди множества работающих в этой сфере выделялся Сэмюэль Уард – поэт, писатель, гурман, которого в дальнейшем назвали «королем лобби».  Он изобрел, так называемое, общественное лоббирование. Уард устраивал светские приемы для конгрессменов, ослепляя их шикарными обедами, изысканными винами, что в конечном итоге склоняло политиков на его сторону. Тогда как другим приходилось бороться за клиентов, у Уарда были очереди из представителей компаний. На своих приемах, благодаря красноречию, он находил новых друзей среди клиентов и конгрессменов, укреплял связи с давними друзьями. Его изобритательность и дипломатический талант позволяли ему удерживаться на вершине лоббирования в течении десятилетия. Тем не менее, в 1875 году его вызвали дать показания перед Конгрессом. Газеты обвиняли Уарда в подкупе корреспондетов, обслуживаещего персонала, федеральных чиновников. Уард защитил свою позицию. Он заявил, что «не гордится своей деятельностью, но в то же время не испытывает стыда».

Начало XX века ознаменовалось стремительным развитием международных отношений. На внутреннюю политику государств начали всё в большей степени влиять внешние факторы и иностранные государства, отстаивая свои интересы.  С целью защиты национальной безопасности в 1938 году Конгрессом принимается Акт о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Главное  требование данного закона – регистрация в Министерстве юстиции физических и юридических лиц, работающих на иностранных заказчиков (государства, политические партии, физические и юридические лица нерезиденты США). Согласно закону, агенты обязанны раскрывать детали своей деятельности, движение средств, контакты с представителями власти. Одной из главных причин принятия Акта стало активное распространение немецкого нацизма, в предверии Второй Мировой Войны. В Штатах росло беспокойство, что партия вела деятельность по распространению немецкой пропаганды в стране. FARA стал фактически первым законодательным актом, который напрямую регулировал деятельность лоббистов.

Восемь лет спустя делается еще один шаг для институционализации лоббирования. В 1946 году вводятся новые правовые рамки для лоббистов – Конгресс принимает Закон о федеральном регулировании лоббирования. Теперь появляются критерии, кого считать лоббистом (любой,  кто тратит не менее половины своего оплачиваемого времени на прямое лоббирование федерального правительства). Лоббисты обязывались регистрироваться в Секретариате Сената и Палате Представителей. Этот закон приблизил стандарты прозрачности лоббирования к современным. Тем не менее, оставались проблемы, в основном, из-за размытости определений в законе. Это позволяло лоббистам находить обходные пути, с целью скрыть информацию о своей деятельности.  В 1954 году Верховный Суд внес правки в закон, значительно сузив определения.

Следующим законодательным актом, который в значительной степени повлиял на лоббистскую деятельность, стал Закон об открытости лоббирования (Lobbying Disclosure Act) 1995 года. Теперь лоббисты обязывались указывать не только тех, на кого направлена их деятельность, но и информацию о заказчиках данной деятельности. Абсолютно все затраты и платежи, связанные с решение конкретного вопроса, должны были вноситься в реестр (вплоть до чеков за оплату отеля, связи, транспорта).

На пересечении веков одним из самых успешных и знаменитых лоббистов был Джек Абрамофф.  Анализируя его историю и биографию, Джека можно смело назвать Сэмом Уардом XXI века. Методы вышеупомянутого лоббиста Абрамофф успешно использовал сто лет спустя. Его пример продемонстрировал, что несмотря на все действия по обеспечению открытости информации и предотвращении коррупции, еще были некоторые «дыры» в законодательстве, которые нуждались в закрытии. Абрамофф был обвинен в мошенничестве и подкупе конгрессменов. Количество политиков, вовлеченных в преступные действия лоббиста, исчислялось десятками. Он, совместно со своими партнерами, организовывал для политиков ужины в люксовых ресторанах, билеты в VIP- ложи на спортивные соревнования и концерты, туристические туры. Наиболее известным стал случай финансирование поездки в Шотландию, на гольф-тур, для республиканца Томаса Делея. Итогом подкупа множества конгрессменов и должныстных лиц стал обвинительный приговор Абрамоффу в 2005 году, и тюремный 5-летний срок. Washington Post назвали его «Доном Корлеоне лоббирования». Спустя несколько лет в Голливуде экранизировали эту скандальную историю, где легендарный Кевин Спейси сыграл роль Джека Абрамоффа в фильме «Casino Jack».

Данный скандал привел к ужесточению правового регулирования работы лоббистов, ограничивая набор методов и инструментов, которые могут применяться. В 2007 году Конгресс принимает Акт об открытом правительстве и честном лидерстве. Акт обязывает лоббистов подавать отчеты в два раза чаще, а также теперь еще и в электронной форме. Конгрессмены уже не могут принимать никакие подарки и приглашения от лоббистов. Отчет о деятельности лоббиста должен подаваться ежеквартально. Единственным финансовым способом воздействия на политиков, стала практика перечисления пожертвований в избирательные фонды. Данный Акт привел лоббистское законодательство в современную форму, максимально усложнив лоббистам возможность финансового воздействия.

Сейчас главной интригой для американского лоббирования являются будущие действия Дональда Трампа на посту Президента США. Трамп обещает еще больше ограничить возможности для бывших и будущих лоббистов в Белом Доме и Конгрессе. Однако сами лоббисты и эксперты настроены оптимистично, рассчитывая на тесное сотрудничество с будущей президентской админстрацией. В ближайшее время, после инаугурации Президента, мы узнаем каким будет следующий период в становлении лоббирования в США.


    Автор: Дмитрий Герасименя


Политический аналитик, эксперт Corestone Corporation

Интересная новость

В Европарламенте лоббируют визовый режим для граждан США

В Европарламенте лоббируют визовый режим для граждан США

2 апреля в Европарламенте была принята резолюция, призывающая ввести визовый режим для граждан США, которые путешествуют в ЕС …